…fy">Судьей, участвующим в отправлении правосудия в Конституционном суде, может быть гражданин Приднестровской Молдавской Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности либо деятельности в области права не менее 10 лет.

Статья 83

1. Судьи, за исключением судей Конституционного суда и мировых судей, назначаются Президентом по представлению председателей соответственно Верховного и Арбитражного судов.

Мировые судьи избираются населением из числа лиц, отвечающих требованиям части первой статьи 82 настоящей Конституции, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий мировых судей 5 лет. Порядок проведения выборов мировых судей устанавливается законом.

Судьи занимают должность бессрочно до достижения ими возраста в 65 лет, кроме судей, которые назначены впервые, мировых судей и лиц, участвующих в качестве судей в отправлении правосудия в Конституционном суде.

Первое назначение на должность судьи осуществляется сроком на пять лет за исключением случаев, оговоренных настоящей Конституцией.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным Конституцией и конституционным законом.

3. В период осуществления своих полномочий судьи не могут осуществлять предпринимательскую и другую деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

На период своих полномочий судьи не могут состоять в политических партиях, общественных объединениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей судьи несовместимо с исполнением депутатских обязанностей.

Статья 84

1. Личность судьи неприкосновенна.

2. Судья не может быть привлечен к ответственности иначе как в порядке, установленном законом.

Статья 85

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

2. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон в процессе.

Статья 86

1. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики - орган конституционного контроля в Приднестровской Молдавской Республике.

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики гарантирует верховенство Конституции Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

2. Конституционный суд состоит из 6 (шести) судей, включая председателя Суда. Срок полномочий судьи Конституционного суда – 7 лет.

Полномочия судьи Конституционного суда могут быть приостановлены или прекращены только в порядке, установленном конституционным законом.

Президент Приднестровской Молдавской Республики, Верховный Совет, съезд судей Приднестровской Молдавской Республики назначают по двое судей Конституционного суда.

3. Судьи Конституционного суда назначаются из числа лиц, достигших на день назначения возраста 40 лет, являющихся судьями иных судов и иных лиц, отвечающих требованиям части второй статьи 82 настоящей Конституции. Предельный возраст для назначения на должность судьи Конституционного суда - 58 лет.

4. Председатель Конституционного суда в установленном Конституцией порядке назначается из числа судей Конституционного суда.

Статья 87

1. В части осуществления конституционного контроля Конституционный суд разрешает дела о конституционности:

а) законов Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом;

б) правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике, в том числе в части необходимости разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти;

в) международных договоров Приднестровской Молдавской Республики;

г) правоприменительной практики;

д) деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части принимаемых ими решений и правовых актов.

2. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики в части осуществления конституционного контроля дает заключения:

а) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против лиц, занимающих высшие государственные должности Приднестровской Молдавской Республики;

б) о конституционности подписанных международных договоров Приднестровской Молдавской Республики до их ратификации или утверждения;

в) о противоречии закона Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционного) общепризнанным принципам и нормам международного права, правилам ратифицированного международного договора Приднестровской Молдавской Республики;

г) в иных случаях, оговоренных настоящей Конституцией.

3. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан по запросам судов проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Приднестровской Молдавской Республики, рассматривает жалобы граждан на нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникших в результате применения закона, нормативного акта.

4. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики по запросам Президента Приднестровской Молдавской Республики, Верховного Совета, Пленумов Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики, Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике разрешает дела о конституционности и осуществляет конституционный контроль в случаях и по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, дает общеобязательное толкование Конституции и конституционных законов Приднестровской Молдавской Республики.

5. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики решает исключительно вопросы права.

Решения Конституционного суда принимаются большинством голосов от установленного настоящей Конституцией числа судей.

Статья 88

1. Решения Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики окончательны. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 87 настоящей Конституции, утрачивают силу. Признание неконституционным международного договора Приднестровской Молдавской Республики влечет последствия, предусмотренные международным правом, Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и законом. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению; соответствующие решения государственных органов, местного самоуправления и должностных лиц должны быть пересмотрены в установленном законом порядке.

2. Порядок организации и деятельности Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики, соблюдаемые им процедуры и иные вопросы регулируются конституционным законом.

Статья 89

Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 90

Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом.

Статья 91

1. Надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Приднестровской Молдавской Республики и законов на территории Приднестровской Молдавской Республики осуществляют Прокурор Приднестровской Молдавской Республики и подчиненные ему прокуроры.

2. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики определяются конституционным законом.

ГЛАВА 6

ПРОКУРАТУРА ИСКЛЮЧЕНА

ГЛАВА 7

ОБОРОНА, БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 93

Основы обеспечения национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики, обороны государства, создание и деятельность Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики, иных военных организаций государства, военизированных формирований, государственных служб безопасности, органов внутренних дел, других сил обеспечения безопасности определяются законом.

Статья 94

1. Вооруженные силы Приднестровской Молдавской Республики осуществляют функцию по защите Приднестровской Молдавской Республики, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.

Решение об использовании Вооруженных сил за границей принимается Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики по предложению Президента Приднестровской Молдавской Республики.

2. Государственные службы безопасности в пределах предоставленных им полномочий осуществляют деятельность по предупреждению и пресечению посягательств на конституционный строй, государственный суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность Приднестровской Молдавской Республики.

3. Органы внутренних дел обеспечивают личную безопасность человека, защиту собственности, общественный порядок, борьбу с преступностью.

Статья 95

Использование Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики, иных военных организаций государства, военизированных формирований, государственных служб безопасности, органов внутренних дел, других сил обеспечения безопасности в целях насильственного изменения или насильственного устранения конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики, воспрепятствования или ограничения в этих же целях деятельности органов государственной власти, незаконного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также агрессии против других государств является тяжким преступлением.

ГЛАВА 8

ФИНАНСОВАЯ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Статья 96

1. Финансовая система Приднестровской Молдавской Республики основывается на собственной денежной единице.

Право распоряжения государственными финансами принадлежит исключительно соответствующим органам исполнительной власти и только в соответствии с законодательным актом, принятым Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

2. Никакие государственные средства не могут быть израсходованы и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе, как в порядке и в пределах, установленных законом.

3. Для покрытия непредвиденного бюджетного дефицита и непредвиденных расходов государства в рамках государственного бюджета образуется резервный фонд, ответственность за расходование которого возлагается на исполнительный орган государственного управления, ведающий вопросами финансов.

Статья 97

1. Все доходы и расходы государства должны включаться в бюджет.

2. Бюджет утверждается законом на один год или несколько лет; в последнем случае он утверждается раздельно на каждый год до начала первого отчетного года. Разделы бюджета (бюджетные программы) могут иметь различную продолжительность действия по годам.

3. Если бюджет на следующий год не утвержден до окончания отчетного года, то впредь до его утверждения соответствующие органы государственной власти вправе производить, в пределах установленных законом на соответствующий период истекшего года, все расходы, необходимые для:

а) содержания оговоренных бюджетных организаций, органов власти и управления и проведения разрешенных законом расходов;

б) выполнения установленных в законном порядке обязательств государства.

Если расходы, оговоренные выше, не покрываются поступлениями от налогов, сборов и других источников, исполнительный орган государственной власти, ведающий вопросами управления финансами, может реализовать в порядке кредитования необходимые для поддержки экономики средства в размере не свыше одной четвертой части общей суммы бюджета истекшего года.

4. Законы, принимаемые в течение бюджетного года и увеличивающие утвержденные бюджетные расходы или уменьшающие поступления в бюджет, могут быть приняты Верховным Советом только с согласия Президента Приднестровской Молдавской Республики.

5. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет государственного бюджета, за исключением случаев, оговоренных в пункте 4 настоящей статьи, могут быть рассмотрены только при наличии заключения Президента Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 98

1. Введение новых и изменение существующих налогов может производиться только на основании закона или при соблюдении условий, предписанных законом.

Правом предоставления налоговых льгот и иных финансовых освобождений в установленных законом пределах и оговоренных законом случаях наделяются соответствующие исполнительные органы государственной власти, а в иных случаях это может быть сделано только посредством принятия Верховным Советом соответствующего закона.

2. Законы и иные правовые акты, устанавливающие новые налоги и другие обязательные платежи или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют и вступают в силу с началом нового финансового года при условии, что они были официально опубликованы не позднее, чем за три месяца до его начала.

Никто не может быть принужден к выплате налогов и других обязательных платежей, установленных не по закону, или расчет и взимание которых осуществляются не по закону, либо в ином порядке, чем это предусмотрено законом.

3. Исполнительная власть в силу закона уполномочивается увеличивать, уменьшать в оговоренных законом пределах или отменять в установленных законом случаях налоги и сборы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, установленные Верховным Советом, и устанавливать новые, а также в случае необходимости сокращать и запрещать ввоз, вывоз и транзит продуктов, товаров и имущества с целью регулирования внешней торговли, экономики Республики, стабильности отечественного производства и осуществлять любые другие меры в целях развития экономики и государства. Президент Приднестровской Молдавской Республики при представлении Верховному Совету проекта ежегодного государственного бюджета представляет на рассмотрение Верховного Совета информацию о мерах, предпринятых в осуществление указанных полномочий в отчетном финансовом году.

Статья 99

Налоговая система государства нацелена на благо и пользу населения, удовлетворение финансовых потребностей государства, на справедливое распределение доходов и национального богатства, стимулирование национального производства.

Статья 100

1. Центральный банк является государственным банком.

Центральный банк государства в своей деятельности подотчетен Верховному Совету и Президенту Приднестровской Молдавской Республики и действует в рамках, установленных настоящей Конституцией и законом. Статус центрального банка государства устанавливается законом.

2. Денежная эмиссия осуществляется исключительно центральным банком государства в пределах, установленных Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, при принятии бюджета в интересах государственного регулирования и развития экономики Республики.

РАЗДЕЛ IV

ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Статья 101

Право на внесение законопроекта об изменении Конституции имеют не менее чем одна треть установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета, Президент Приднестровской Молдавской Республики или не менее 15 000 избирателей.

Вопрос об изменении Конституции не может быть выдвинут и Конституция не может быть изменена в период военного или чрезвычайного положения.

Статья 102

Положения разделов I Конституции «Основы конституционного строя», раздела II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» и раздела IV «Изменение Конституции» могут быть изменены только в результате референдума.

Статья 103

Конституция может быть изменена законом, принятым:

1. в результате референдума;

2. Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

Законопроект об изменении Конституции рассматривается Верховным Советом в три чтения, причем между первым и вторым чтением должен быть перерыв не менее двух месяцев, а между вторым и третьим – не менее одного месяца.

Статья 104

Для внесения проекта закона об изменении Конституции на референдум требуется большинство в две трети голосов от установленного Конституцией состава Верховного Совета. Референдум проводится в соответствии с конституционным законом не ранее двух месяцев со дня принятия Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики соответствующего решения.

Статья 105

Закон об изменении Конституции принимается Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики в рамках его компетенции большинством в две трети голосов от установленного Конституцией состава Верховного Совета.

Статья 106

Принятый закон об изменении Конституции подписывается Президентом Приднестровской Молдавской Республики и не позднее чем в течение 7 дней официально публикуется.

Если в указанный срок такой закон Президентом Приднестровской Молдавской Республики не подписывается и не оглашается, этот закон вводится в действие после его подписания и официального опубликования Председателем Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Закон об изменении Конституции вводится в действие не ранее чем через один месяц после его принятия.

РАЗДЕЛ V

ПЕРЕХОДНЫЕ НОРМЫ И ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

День всенародного референдума 24 декабря 1995 года считается днем принятия Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 2

1. Суды в Приднестровской Молдавской Республике осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.

После вступления в силу Конституции судьи всех судов Приднестровской Молдавской Республики сохраняют свои полномочия. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Выборы мировых судей назначаются после принятия Верховным Советом закона о мировых судьях, в сроки и в порядке им предусмотренных.

Статья 3

1. Законы, включая конституционные, отсылки к которым содержатся в Конституции Приднестровской Молдавской Республики, должны быть приняты или приведены в соответствие с ней в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона. Все иные законы и другие правовые акты должны быть приведены в соответствие с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона.

2. Законы и другие правовые акты, действующие на день вступления в силу настоящего Закона, до их приведения в соответствие с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики применяются в части, не противоречащей Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

3. Законы и другие правовые акты, принятые Союзом ССР, Молдавской ССР, ССР Молдова, могут применяться на территории Приднестровской Молдавской Республики в части, не противоречащей Конституции Приднестровской Молдавской Республики и законам Приднестровской Молдавской Республики.

Законы и другие правовые акты, принятые Союзом ССР, Молдавской ССР, ССР Молдова по истечению двух лет после вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу и не подлежат применению на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 4

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона народные депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики сохраняют свой статус и полномочия и приобретают статус депутатов Верховного Совета, предусмотренный Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, и сохраняют его до избрания Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики нового созыва.

2. До избрания Верховного Совета нового, после принятия настоящего Закона, созыва сохраняется существующая двухпалатная структура Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

3. После вступления в силу настоящего Закона правила и нормы регулирующие организационные вопросы деятельности Верховного Совета подлежат применению в части не противоречащей Конституции. Сохраняется (с учетом двухпалатной структуры Верховного Совета) порядок внесения, рассмотрения и принятия законопроектов, включая процедуру отклонения и повторного их рассмотрения, в части не противоречащей нормам Конституции.

Статья 5

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона действующий Президент Приднестровской Молдавской Республики сохраняет свои полномочия, приобретая права и обязанности, предусмотренные Конституцией и занимает свою должность до избрания нового Президента Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.

2. Должностные лица республиканских органов исполнительной власти занимающие свои должности до вступления в силу настоящего Закона сохраняют свои полномочия, приобретая права и обязанности предусмотренные Конституцией. Освобождение указанных лиц от занимаемой должности и назначение новых должностных лиц, после вступления в силу настоящего Закона, производится в порядке, предусмотренном Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.

3. До 2 сентября 2002 года Президентом Приднестровской Молдавской Республики может быть избран любой гражданин Приднестровской Молдавской Республики, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет и являющийся гражданином Приднестровской Молдавской Республики с года введения гражданства Приднестровской Молдавской Республики. После указанной выше даты действует норма изложенная в пункте 2 статьи 68 настоящей Конституции.

Статья 6

Со дня вступления в силу настоящего Закона местные Советы народных депутатов и государственные администрации приобретают статус и на них распространяются нормы и положения, предусмотренные главой 4, раздела III Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 7

1. До принятия соответствующего закона о Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики состав Конституционного суда формируется по праву ** в соответствии с требованиями статей 62 и 86 настоящей Конституции.

2. Деятельность Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики и отправление им правосудия до принятия соответствующего закона осуществляется в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и действующим гражданским процессуальным законодательством.

 __________________________________________________________________________________ ** по праву - по закону и без специального постановления.

ПРЕЗИДЕНТ                                                                              И.СМИРНОВ

 

текст взят с сайта http://www.vspmr.org/?Part=216

Бесплатный хостинг uCoz